Елена Анисимова. Собака.ру
Документальный театр снова в тренде: один из его идеологов в Петербурге Михаил Патласов поставил спектакль «Неприкасаемые», в котором ведущие актеры города под музыку Олега Каравайчука играют бездомных вместе с настоящими жителями «Ночлежки». Мы пообщались с актерами и их прототипами, и собрали самые яркие истории тех, кого принято называть бомжами.
«Неприкасаемые» – проект не столько театральный, сколько социальный, поэтому пока постоянной площадки у него нет. Все драматурги, режиссер, актеры и художники участвуют в спектакле бесплатно, а вырученные от продажи билетов средства пойдут на благотворительность. Музыку для постановки написал легендарный Олег Каравайчук. Декорации помогал готовить стрит-арт художник Владимир Абих.
У каждого персонажа есть реальный прототип, а монологи тех, кого принято называть «бомжами», были записаны драматургами слово в слово. Кто-то согласился раскрыть свою личность и даже играет в спектакле сам себя, другие – боятся публично признаться в том, что им негде жить. Мы выбрали самых необычных героев и ключевые слова из их монологов в постановке.
Вячеслава Раснера можно назвать типичным петербургским интеллигентом. Еще в советское время он закончил курсы экскурсоводов, а его заветной мечтой стало рассказывать про наш город. Все деньги Раснер тратит на книги по архитектуре, а последний день рождения отмечал в обществе защиты памятников. Комнаты в центре он лишился, как и многие бездомные, доверившись «черным риэлторам». Вредных привычек у Раснера нет. Несмотря на жизнь на улице, он не озлобился и по-прежнему любит людей. В спектакле Вячеслав Раснер играет самого себя, читая знаменитый монолог Сатина из «На дне».
Монолог из спектакля:
Человек может верить и не верить… это его дело! Человек — свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!.. Человек — вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала и концы… Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!»
Прототип Яша Яблочник
Яше 28 марта исполнилось 25 лет. Столько же в Петербурге помогает бездомным самая известная благотворительная организация города – «Ночлежка», где он живет. Яша называет свою биографию сериалом «Санта-Барбара». Он рассказывает про то, как у него было три матери, хотя рос он все равно в детском доме. Там, по словам Яши, он подвергся сексуальному насилию, и с 13 лет снимался в порнофильмах. Без жилья он остался также из-за доверчивости, незнания законов и махинаций мошенников.
Монолог из спектакля:
Моя мечта – открыть приют для кошек и котов. Отлавливать их и в добрые руки отдавать, также хочу поступить учиться на журфак и работать по профессии, вот. Ну вот и найти отношения. А еще мечта – снять фильм о моей жизни. Самому поставить фильм, декорации сделать и на «Оскар» его отправить. Вообще, не жалею ни о чём. Как поёт в своей песне Эдит Пиаф — «Я ни о чём не жалею», тоже самое и я».
Прототип Геннадий Дерябин
Геннадию 29 марта исполнилось 26 лет. На реабилитации он находился из-за алкоголизма и наркомании. Когда-то его семья жила в самом центре – на Восстания, 1, где сейчас расположен копировальный центр. Квартиру расселили, родственники Геннадия запили, а сам он с двух лет прописан в социальных домах.
Монолог из спектакля:
Сейчас прохожу реабилитацию: вот пишу список людей, к которым, как я считаю, испытываю негативные чувства. Ну, и… оказывается, что причиной собственных негативных чувств являлся я сам. А мне как раз нужно учиться по-новому себя вести – как обычный человек».
Прототип Виктор Волков
Виктор «бомжевал» на Московском вокзале около трех лет. За время подготовки спектакля он сам подал документы на оформление паспорта, получил его и переехал в Москву. В столице Виктор нашел работу, зарабатывает и говорит, что теперь чувствует себя человеком.
Монолог из спектакля:
На Новый год познакомился с девушкой. Она из Питера, у нее проблемы с родителями, что-то тоже не заладилось, хотя у нее дом есть. Я говорю ей, зачем ты со мной вообще поехала, ну, горя хапнешь. Нет, все равно поеду! Ну и мы поехали… Где она сейчас? Не знаю».
Прототип Вероника
Вероника скрывает свою личность, так как стыдится жизни в «Ночлежке». Ей 23 года, она хорошо выглядит и совсем не похожа на бездомную. Вероника умывается, чистит зубы и красится в туалетах торговых центров. Она сама ушла из дома, так как считает жизнь на улице настоящей свободой. В социальных домах в Петербурге, по ее мнению, лучше, чем в родном селе в Ленобласти, где все пьют.
Монолог из спектакля:
В любой ситуации человеком должен оставаться человеком. Я же тоже себе не позволяю опускаться: грязной сидеть, с немытым лицом, с черными руками — это недопустимо по моим понятиям. А умыться можно в больших торговых центрах. Неудобно, правда, стыдно немножко — стоишь умываешься, как дома. Люди приходят в туалет, а ты зубы чистишь».
Прототип Дарья
Дарья скрывает свою личность, так как встретила в «Ночлежке» своего возлюбленного, но не хочет, чтобы об этом узнали другие бездомные. По ее словам, она не смогла бы полюбить кого-то, кто не испытал того же, что и она. У Дарьи сильный характер: она работает, у нее двое детей, но жить ей негде.
Монолог из спектакля:
Теперь мне есть, о ком заботиться, и человек (возлюбленный – прим.ред.) заботиться обо мне. Я прекрасно понимаю, что проснусь утром, а он уже мне звонит. Я хочу большой дом, большую семью, большую новогоднюю елку, чтобы собирались дети, сестры, братья… Были шумные и веселые праздники».
Прототип Сергей
Сергей также боится публичности. Он «бомжевал» около шесть лет, выпивал. Рассказывает, что во время белой горячки как-то видел Богородицу. После реабилитации совсем не пьет, религиозен. В социальном приюте встретил свою любовь.
Монолог из спектакля:
99% алкашей – это всегда творческие люди. Причем без разницы – учился он там на кого-то или нет. Самые ранимые души – у алкашей. Бог и алкоголиков-то поэтому любит. Не забирает их до последнего. Я не имею в виду вот этих, там, мнимых художников, которые бухают, в хатах, собираются. Нет! Это не творческие люди. Потому что нарисовать палку, к ней пририсовать 2 крючочка, покрасить всё красным цветом и говорить, что это модерн, или как он там называется… Это говно! Все великие люди были алкоголиками!»
Фото: Елена Насибуллина, Александра Денисова