«Золотая Маска» 2020 год:
«Специальная Премия Жюри драматического театра и театра кукол» Номинации на Премию «Золотая Маска» 2020 г.
«Лучший спектакль в драме, малая форма»
«Лучшая работа режиссера»
«Лучшая женская роль» (Яна Савицкая)
«Лучшая женская роль второго плана» (Юлия Захаркина)
Жанр спектакля «Исследование ужаса» мы официально определили как «фотографирование разговоров», а между собой на репетициях вспоминали про «косплей». Косплей – это ролевая игра, в которой человек надевает на себя некоторый образ и существует в нем в повседневной жизни. Так и мы затеяли игру в чинарей 1930-х годов: Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова, Друскина, Михайлова и Липавского. Актеры сочиняют своих героев, не скрывая разрыва с исторической правдой. Личины прототипов, как и задокументированные Леонидом Липавским в одноименной книге разговоры, становятся способом побыть кем-то еще в реальной среде среди реальных людей. Именно поэтому «Исследование ужаса» невозможно играть в традиционном пространстве. Вначале интерьеры квартиры на Мойке, затем подвал «Петербургского театрального журнала» на Моховой, и вот теперь – редакция журнала «Новый мир» на Страстном бульваре становятся местом для вечеринки гениев, на которой что-то пошло не так.
Борис Павлович, режиссер
об исследованиии:
Домашние разговоры ОБЭРИУтов имеют двойственную природу: с одной стороны, это встреча единомышленников, «ящик», в котором они могут позволить себе быть собой и не стеснять себя в выражениях, с другой – попытка практикума перформативного существования. Липавский фиксирует не только «доморощенную философию», но и механику разгона потока сознания, когда имеют значение не отдельные сентенции, а температура, энергия, эмоция речи. В «Разговорах» мы видим хорошо знакомых нам «великих» – Хармса, Введенского, Заболоцкого, Друскина, Олейникова – в странной ситуации бесконечной беседы, почти не затрагивающей вопросы личного творчества. Только пару раз за два года они впрямую обсуждают стихи Введенского или философские наброски Липавского. Творчество каждого происходит в одиночестве, как, впрочем, и бытовая повседневность – за кадром остаются перипетии личных, служебных, социальных неурядиц.
Кажется, что герои говорят о чём угодно кроме главного. Вернее, «главное» проявляет себя в каждой теме, которую они поднимают, будь то гравитация, кулинария, история или оптика.
В начале «Разговоров» участники разражаются развёрнутыми списками того, что их интересует. Это вдохновенные монологи полных жизни и страсти художников. Им ещё всё интересно. Постепенно внутренние противоречия в группе нарастают, обнаруживают себя глубокие психологические и идейные различия собеседников.

Тут артисты то развлекают нас, то погружаются в себя, то поют, то бренчат на пианино, то едят вместе с публикой за кухонным столом, то опять едят, но посторонних к столу уже не подпускают. И что бы они ни делали, за ними интересно наблюдать. За кем за ними – и есть самый главный вопрос. Потому что героями тут становятся не люди, а их идеи, их мысли, время, в котором они жили, еда, которую они ели, их чувства, их ссоры – это все словно бы обретает плоть. И кажется, протянешь руку и сможешь все это осязать. Павлович поставил спектакль не о Хармсе, Введенском, Олейникове, Заболоцком, Друскине и Липавском (хотя о них, конечно, тоже). Он поставил спектакль об эйдосах, о «конкретной явленности абстрактного». О том, как мысль изреченная продолжает изменять и формировать реальность даже после того, как ее носитель покинул земную юдоль. Тут не люди мыслят, скорее мысли вдруг очеловечиваются. О чем, бишь, мысли? Обо всем. О боге, о молоке, о вагоновожатых, о бессмертии души. Идеи сами по себе становятся субъектами театрального действа. И именно поэтому каждого из участников этого неплатоновского пира может играть артист любого возраста и любого пола: у идей, у мыслей (и у чувств, кстати, тоже) нет ни пола, ни возраста.
Журнал «ТЕАТР», блог
Спектакль «Исследование ужаса» в удивительном месте под названием «Квартира» (совсем недавно это и была большая старая питерская квартира, где группа Бориса Павловича играла-проживала свои представления) сделана на основе книги обэриута и философа Леонида Липавского, записавшего в середине 1930-х годов застольные беседы обэриутской компании обо всем, что их интересовало. Ритм и само течение спектакля кажутся свободными, и зрители, приходящие в квартиру, где уже находятся Хармс, Друскин, Заболоцкий, Введенский, Олейников и сам Липавский с женой, то прогуливаются по комнатам, рассматривая вещи и прислушиваясь к возникающим то в одном, то другом углу диалогам, то садятся послушать общие споры, которые ведутся героями, будто в философском кружке, а то все вместе окружают кухонный стол и принимаются ужинать вареной картошкой с селедкой и чаем, в сопровождении все тех же разговоров. Этот главным образом мужской кружок в «Квартире» представляют в основном молодые актрисы, но это нисколько не удивляет, поскольку главное тут – не точность персонажей, а само течение бесед – споров умников, дуракаваляний остроумцев, чтений и пикировок, сама жизнь этого поначалу дружеского и тесного круга, который у нас на глазах рассыпается.
Дина Годер
КОМАНДА
Продолжительность – 3:30 часа (без антракта)
Куратор Нина Миахайлюк
Драматург Элина Петрова
Художник Катерина Андреева
Режиссер по пластике Алина Михайлова
Хормейстер Анна Вишнякова
Художник по свету Стас Свистунович
Линейный продюсер Екатерина Сухрукова
Продюсер Ника Пархомовская

Спектакль создан Фондом «Альма матер» при поддержке Фонда Михаила Прохорова
Леонид Липавский — Яна Савицкая, Ксения Захарова
Николай Заболоцкий — Дмитрий Крестьянкин
Яков Друскин — Юлия Захаркина
Тамара Липавская — Катерина Таран, Александра Никитина
Николай Олейников — Наташа Розанова
Даниил Хармс — Иван Кандинов, Анастасия Бешлиу
Александр Введенский — Петр Чижов, Екатерина Алексеенко
Дмитрий Михайлов — Татьяна Филатова
*На странице использованы фотографии Владимира Аверина.