15 июня 2017 года состоялась мировая премьера спектакля Бориса Юхананова и Дмитрия Курляндского «Октавия. Трепанация» в рамках основной программы Holland Festival.

Следующие показы состоялись с 5 по 8 октября 2017 в итальянском городе Виченца на сцене театра Андреа Палладио Teatro Olimpico.

Первый опыт копродукции одного из крупнейших театральных фестивалей мира Holland Festival и российского театра.  Фестиваль выступил инициатором и заказчиком проекта, который посвящен столетию революции 1917 года и основан на двух текстах: эссе Льва Троцкого о Ленине и фрагментах пьесы Сенеки о римском императоре Нероне.

Установленная на сцене гигантская голова Ленина, раскрывающаяся во время «трепанации», терракотовая армия воинов, скелеты кентавров и колесница Нерона, превращенная в ванну, в которой покончил с собой Сенека, становятся объектами представления наравне с солистами.

Музыка, написанная для спектакля Дмитрием Курляндским, представляет собой растянутые во времени фрагменты социалистических гимнов и речей Ленина. Автором сценографии к спектаклю стал художник Степан Лукьянов. Костюмы созданы главным художником Электротеатра Станиславский, обладательницей премии «Золотая Маска» Анастасией Нефедовой.

Страница спектакля на сайте Электротеатра 

Сайт спектакля (eng)

Пресса о спектакле в архиве Бориса Юхананова

 

 

«Избавление от опьянения властью — сверхсюжет полуторачасового спектакля, устроенного как сеанс врачевания мозга тирана: в самом начале «Октавии» по лбу истукана бежит лазерная строчка невидимого трепанатора. Хор безголовых воинов, поделенный на два отряда, мерно и почти невидимо копошится, издавая попутно звуки, похожие на стоны: каждого солдата терракотовой армии будут выдергивать из толпы по одному бодрые красноармейцы с винтовками и вести — беспомощных, слепых — на места, уготованные им историей»

Софья Дымова. Colta.ru

«За большим стилем имперского фасада «Октавии» Бориса Юхананова скрывается нежный, эфемерно-хрупкий звуковой мир партитуры Дмитрия Курляндского — интонационный облик его новой оперы отнюдь не так радикален, как можно было ожидать от самого бескомпромиссного российского композитора наших дней. … В постоянно меняющем очертания зыбком мареве отзвуки голосов вокалистов микшируются с фонограммами выступлений Ленина и «Варшавянкой» — первыми тактами революционного гимна, замедленными композитором почти в 100 раз».

Дмитрий Ренанский. «Ведомости»

«Для Юхананова всегда был принципиален приоритет индивидуальности над системой и политикой. Так и в «Октавии». Не в упрощенном, наивном смысле — «тиран тоже умеет любить», — а в принципиально заданной им рамке спектакля, где, в конечном счете, имеет значение только отдельный человек. Потому так поражает финал, когда бывшая безликой армия, несколько десятков человек, выходит на сцену без костюмов, у каждого — имя на футболке, каждый смотрит на нас»

Борис Нелепо. Радио «Свобода»

«Центральным элементом сценографии Степана Лукьянова стала огромная копия головы Владимира Ленина, высота которой составляла семь с половиной метров, а диаметр — шесть метров от кончика носа до затылка. Одно только пространство внутри головы при открытой «лобной доле» вмещает хор из восьми певцов, в то время как внизу на сцене находится хор из 80 исполнителей, одетых как двухметровые безголовые терракотовые воины, марширующие туда-сюда в плотный унисон»

Джон Фридман. The Scenographer

Борис Юхананов:

Особый жанр «опера-операция». Название операции — трепанация. Трепанация имеет культурологический образ. Это основная метафора спектакля, внутри которой совершается действие — операция.
Суть операции — трепанация революции: мы вскрываем лобную часть, обнаруживаем там смерть, кровь, тиранию, вычищаем, сажаем туда Будду, закрываем лобную часть. Мы удаляем источник кровавой революции и навсегда запечатываем идею войны.

Дмитрий Курляндский:

В спектакле происходит игра с масштабами. Например, голова становится очень большой, а мы становимся маленькими. Короткий звук становится огромным отрезком времени, благодаря чему мы можем различить в большом звуке, появившемся из малого, какие-то детали, незамеченные и неслышные ранее. Благодаря замедлению музыки звук дробится на отдельные гранулы, и в обнаружившихся дистанциях между молекулами звука проявляется новый мир

Борис Юхананов
Режиссер. Художественный руководитель Электротеатра
Творческая биография

Дмитрий Курляндский
Композитор. Музыкальный руководитель Электротеатра
Творческая биография

Степан Лукьянов
Художник. Главный дизайнер Электротеатра
Творческая биография

Анастасия Нефедова
Художник по костюмам. Главный художник Электротеатра
Творческая биография