Евгения Горбунова. MR7.ru

2 апреля — Всемирный день информирования об аутизме. В Петербурге традиционно пройдет шествие студентов, их родителей и сотрудников центра «Антон тут рядом», в небо взлетят синие шары, подсветят синим — цветом людей с аутизмом — значимые городские объекты.

The Jackson 5 для Маши Жмуровой

Именно в Петербурге режиссер Любовью Аркус и ее единомышленники создали Центр «Антон тут рядом». А в БДТ им. Г.А. Товстоногова режиссер Борис Павлович поставил уникальный спектакль «Язык птиц», где вместе играют профессиональные актеры и студенты Центра. На Мойке, 40 появилось социокультурное пространство «Квартира», где люди с расстройством аутистического спектра могут творить — создано уже несколько
проектов.

Еще одно событие произошло 21 марта, в «Театре поколений» на Лахтинской улице прошла премьера спектакля «Истории Майкла Джексона» — первая постановка драматурга, режиссера и актрисы с аутизмом Марии Жмуровой.

Знакомство Маши с творчеством Майкла Джексона произошло в театральном лагере под Зеленогорском, где мальчик по имени Дима «делал «Ау!» — фирменное междометие певца, заводящее фанатов. Мария перед началом спектакля в «Театре поколений» рассказала публике о том, что ждет момента, когда зазвучит Dangerous, а потом погаснет свет и все зрители ахнут. Так и вышло. Маша была счастлива. Этот момент показался ей самым волнующим. Уже потом, после премьеры, она вспоминала, как однажды в клубе погас свет и все ахнули в голос. Такого же эффекта Маша добивалась и на своем спектакле. Кажется, получилось.

В «Историях Майкла Джексона» актеры появляются на сцене под песню Bad. Публика видит мизансцену — пятеро друзей за чаем со сладостями говорят о Майкле Джексоне и слушают его музыку, прерывая чаепитие и разговор для танцев и знаменитой лунной походки под Billie Jean — у каждого она получилась своя, кто как умеет.

Маша рассказывает друзьям и зрителям историю Майкла Джексона: про его детство, старт карьеры, продюсеров, пластинки, синглы, взлеты и падения. Правда, о последних сказано ближе к концу «сценической» жизни Майкла. Все начинается с The Jackson 5 — группы, в которой певец выступал вместе со своими братьями. У Маши в «Квартире» тоже есть своя пятерка близких людей — все они на сцене.

DSCF9858.JPG

После шумной дискотеки с полуразбитым зеркальным шаром, в которой поучаствовали зрители, музыка прерывается. Маша падает, изображая гибель кумира, гаснет свет. Так заканчивается представленная на сцене история жизни артиста. Так исполняется мечта Маши — рассказать про эту жизнь.

«Спасибо всем, только что вы помогли в осуществлении мечты», — благодарит художественный руководитель «Квартиры», режиссер Борис Павлович, исполнивший роль ди-джея. Вот и весь мастер-класс — все так просто.

За это коллектив «Квартиры» и любит Машу. С ней просто — большинство предложений актеров она принимает, но бывает и бескомпромиссна. На многое у нее есть простой ответ: «Как-нибудь устроится. Все будет в порядке», — и это работает.

Видно, что Мария привязана к коллегам, испытывает к ним безусловную любовь просто за то, что они рядом, а они платят ей той же монетой. Свою команду режиссер назвала «самыми лучшими». В ответ актеры скромно подметили, что у Маши «блестящий режиссерский подход».

DSCF9784.JPG

Премьера Марии совпала со скандалом, связанным с выходом документального фильма «Покидая Неверленд», в котором уже выросшие дети, некогда жившие на ранчо Майкла Джексона, рассказывают о сексуальных домогательствах певца. Речь о нашумевшем фильме все же зашла после премьеры Маши, публика не могла не спросить об этом.

Оказалось, «Неверленд» прошел мимо Марии и коллектива «Квартиры». Как объяснил Борис Павлович, у Марии идея спектакля про Майкла Джексона родилась давно, а предложила она воплотить эту историю около полугода назад. Она не слышала о фильме и никак не могла предположить, что премьеры пересекутся.

«К Майклу Джексону как к человеку у меня множество претензий, но как к артисту… Я долго думал над этим, — говорит Борис Павлович. — И пришел к выводу, что творчество не принадлежит человеку. Оно принадлежит всем людям».

Я впервые наблюдала за человеком с аутизмом на сцене. Вопреки всем стереотипам, которые существуют в обществе, мне показалось, что Маша не чувствовала себя некомфортно перед десятками людей, среди которых были и незнакомцы. Наоборот, она была счастлива, и это передалось залу. Вот поэтому такие проекты как «Квартира», как спектакль Маши — важны, они просвещают общественность и развеивают мифы.

Мария поделилась планами на будущее. У нее есть желания — выступить 1 мая со своим спектаклем в «Театре поколений», а года через полтора показать его в Америке.

Еще Маша рассказала, что обязательно запишет на студии песни в своих любимых жанрах: фанк, диско, фолк и других. Она сказала, что сначала сомневалась — надо ли делать пьесу про Майкла Джексона. А вдруг не поймут ее замысел? Но теперь, после спектакля, она увидела — зрители ее поняли.