Первый канал

Когда сцена – это полуразрушенное здание лютеранской церкви, а часть актёров – это реальные бездомные. В Петербурге родился документальный спектакль о людях, которые не понаслышке знают, как выживать.

Как не потерять человеческий облик, но главное – сохранить душевные качества и чувство юмора? Бездомный пенсионер Вячеслав Раснер приобрёл известность ещё до участия в спектакле.

Вячеслав Раснер, Бездомный:

«Люди подходят ко мне у метро. «Здравствуйте!» — «Здравствуйте», — отвечаю я. «Мы Вас знаем по интернету.» — «Прошу прощения, что я такой популярный, как будто я Ален Делон.»

Популярным Вячеслава Романовича сделал фотограф-блогер и журналисты, неоднократно в интернете появлялись материалы о бездомном экскурсоводе. Учитель географии и биологии по образованию, он проехал в почтовом вагоне от Мурманска до Владивостока, с 80-го года занимается краеведением и водит авторские экскурсии по городу.

Вячеслав Раснер, Бездомный:

«Начиная от Адмиралтейства, сформировалась цепь архитектурных ансамблей. За 1,5 года Невский проспект превратился в своеобразную онтологию стилей петербургского зодчества — от Барокко до модерна и неоклассицизма.»

Вячеслав Раснер, говорит, потерял квартиру из-за чёрных риелторов. Надеется, что вернуть её поможет юридическая служба «Ночлежки» и тогда, наконец, закончатся эти 6 лет скитаний.

Вячеслав Раснер, Бездомный:

«Улица, метро, подъезды, если можно войти, домофонные кнопки используя. Вот держусь в добром здравии, чего и всем желаю.»

Почему многие люди испытывают отвращение по отношению к бездомным? Может, потому что не понимают или не хотят понять? Мол, спился или сидел на игле – вот и продал своё жильё. Однако, факторов, которые приводят человека на улицу – множество.

Григорий Свердлин, Директор благотворительной организации «Ночлежка»:

«По причине махинаций оказываются примерно 20% бездомных, это в первую очередь одинокие пожилые люди, часто жертвами мошенничества становятся выпускники детских домов, а самая распространённая причина, это примерно 40% — это конфликты в семье.»

С личными историями бездомных творческая группа спектакля «НеПрикасаемые» знакомилась в приюте «Ночлежки», на стоянках социального автобуса, в пунктах обогрева. Свою идею режиссёр Михаил Патласов – лауреат национальной премии «Золотая маска» — смог реализовать на зрительские деньги, собранные в интернете.

Михаил Патласов, Режиссёр:

«Это социализация нас как художников: артистов, режиссёров, которые вдруг выходят из театров на улицу, сталкиваются с реальностью, и эту реальность переносят уже на сцену и по-другому начинают смотреть на этот мир. Вторая история – это социализация бездомных, с которыми мы общаемся, какая-то психологическая помощь, они часто говорят, что нам легче, когда мы говорим об этом.»

Зарплату здесь платят только бездомным. А вот актёры БДТ, Александринского театра, Балтийского дома участвуют в качестве волонтёров.

Ольга Белинская, Актриса:

«Я раньше эту тему в принципе стороной обходила, это действительно были неприкасаемые, это были люди, которых я избегала. А здесь эта работа как раз позволила мне приблизиться к этой проблеме, по крайней мере, сделать попытку понимания, что приводит к такому.»

Глеб всегда мечтал выступать перед публикой, правда пока сцену ему заменяет улица и переходы метро. Кажется, обычная история: решил заработать денег, стал пропускать учёбу, в итоге вылетел из университета и общежития. Вот только с повинной Глеб решил не возвращаться в родной город и не садиться на шею родителям. Он не скрывает, было непросто, приходилось ночевать на вокзалах и в кафе.

Глеб Васильев, Уличный музыкант:

«Не смотря на то, что у меня не было жилья, мне это не мешало общаться с друзьями, у которых были дома, с девушкой быть, которая тоже жила у себя дома. Это просто был аспект, это просто были обстоятельства, в которые я попал. И точно также и со мной случилось, я точно также долго ничего не решал. Как только я понял, что мне нужно отсюда выбираться, вопрос решился за неделю, я за неделю собрал деньги и за неделю нашёл себе квартиру.»

Спектакль для Глеба – это шанс реализовать свои творческие амбиции. Ведь здесь публика не просит играть «Сплина» или Цоя, здесь хотят увидеть его самого.

Юлия Миханова, Антон Голубев, Татьяна Осипова, Валентина Говорушкина и Владимир Пивнев.
Санкт-Петербург.