Участники проекта — люди, у которых не было опыта публичных выступлений в качестве актёров, но есть желание выйти к публике и рассказать историю. В назначенный час эти рассказчики в каждом из городов, участвующих в проекте — Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Копенгагене — выйдут в публичные городские пространства (кафе, библиотеки, магазины, музеи, галереи) и одновременно начнут свой рассказ. Каждый из зрителей может услышать «живьём» только одну историю — и в то же время осознавать, что это лишь одна из нескольких, (а на самом деле — одна из сотен тысяч) историй, которая была им услышана. Не-услышанные истории являются важнейшей частью процесса.

То, что истории будут рассказаны именно в городском пространстве — важный сигнал о городском пространстве, которое принадлежит горожанам, людям, «субъектам» общества.  Встречаясь в общественных пространствах, люди могут следовать не только функциональному назначению места (в библиотеке — брать книги, в кафе — питаться), но и разговаривать. В каждом из мест после собственно выступления состоится обсуждение, диалог, поводом для которого послужит история.

3 НОЯБРЯ 15:00

После регистрации каждый зритель получит информацию о точном месте проведения. Локации будут распределены между зрителями с помощью генератора  случайных чисел…

Тема, на которую будут рассказаны истории — «Как я выжил». Тема одновременно широкая и конкретная, истории могут быть как трагическими, так и комическими. Тема очень личная, о преодолении, об опыте, о том, что произошло именно с этим человеком и чем он может поделиться. Без сомнения, у каждого человека найдется история о том, как он выжил. Это может быть история в прямом смысле спасения от смерти, а может быть — история преодоления психологически сложной ситуации, адаптации в новых условиях и других случаев того, как невозможное стало возможным. Каждому из нас важно важно время от времени слушать истории о том, как, используя выражение Даниила Хармса, «жизнь побеждает смерть неизвестным науке способом». Нужно только создать ситуацию, чтобы эта история была рассказана и услышана. 

Чтобы человек, впервые вышедший «на свет» для того, чтобы публично рассказать свою историю, да ещё и в нетеатральном пространстве, чувствовал себя уверенно, ему помогают подготовиться кураторы. Они не вторгаются в содержание истории, но помогают человеку найти нужные слова, скомпоновать рассказ так, чтобы главное было на первом плане. Главная их функция — быть собеседником.

Накануне мероприятия вам придёт приглашение с указанием адреса — мы с помощью генератора случайных чисел определим, какую площадку предложить вам.

Все рассказы мы запишем на видео, и позже вы сможете посмотреть в записи другие истории.

ГОРОД. РАЗГОВОРЫ это международный проект, который реализуется при поддержке Датского института культуры, Датского фонда искусств, Министерства культуры Дании и Министерства иностранных дел Дании.

КОМАНДА ПРОЕКТА 

Петербург + Копенгаген + Екатеринбург

Фонд «Альма Матер» (Санкт-Петребург)
Театр «C:NTACT» (Копенгаген)
Президентский центр Бориса Ельцина (Екатеринбург)
Датский институт культуры в Санкт-Петербурге
Посольство Королевства Дании в Москве
Датский фонд поддержки искусств
Министерство культуры Дании

РЕЖИССЕР О ПРОЕКТЕ

Борис Павлович, художественный руководитель проекта «Разговоры» (фонд «Альма Матер»):

В этом проекте сошлось несколько творческих импульсов.
Мы бы не решились на эту работу, если бы не датские коллеги из театра «C:NTACT» (Копенгаген), который уже много лет существует как театр документальных спектаклей, в котором вообще нет профессиональных актёров — на сцену выходят только сами герои рассказать о своём опыте. Они делают спектакли с подростками, мигрантами, заключенными, представителями различных религиозных конфессий и социальных групп. Философия театра описывается просто — «to give the voice»,  дать голос тем, кого обычно не видно и не слышно.

Проект «Квартира», который был несколько лет назад организован фондом «Альма Матер», также изучал коммуникативные возможности театра, но, так сказать, «под микроскопом». Формат встреч в безопасном пространстве старой квартиры, наполненной множеством «живых» вещей со своей историей и атмосферой размывал барьер между актёрами и зрителями и позволял каждому человеку найти себя и общий язык с незнакомцем, оказавшимся рядом. Наши профессиональные участники — актёры, режиссёры, драматурги, специалисты-организаторы, психологи — помогали в этом процессе  актёрам с ментальными особенностями, студентам Центра «Антон тут рядом». И они из «ведомых» стали настоящими хозяевами положения — в полном смысле слова обрели свой голос, стали собеседниками.

Теперь мы хотим разомкнуть наш опыт (и в том числе опыт поддержки, соавторства) на новых участников. Если «Квартира» была единым местом встречи, то теперь место встречи — публичное пространство. Это по-прежнему не театральное пространство, и театр возникает благодаря тому, что рассказчик превращает свой жизненный опыт в драматургию, сам становится персонажем и исполнителем этого спектакля. Безусловно, у этой идеи есть свои родовые связи — в первую очередь, конечно, с «театром для самого себя» Николая Евреинова. В Петербурге уже были прецеденты театра, разворачивающегося в городском пространстве с горожанами в главной роли — это, в первую очередь, независимый проект «Неприкасаемые» Фонда «Ночлежка» и режиссёра Михаила Патласова, посвященный бездомным людям, и «Театр. На вынос», спектакли которого спонтанно возникали в разных точках города как личная встреча режиссёра Алексея Ершова с интересным ему человеком — таксистом, уличным шахматистом, мальчишкой, которому не с кем сыграть в футбол и другими городскими героями.

В качестве темы мы взяли острую ситуацию — «Как я выжил». Если говорить с людьми посреди суеты большого города — то на серьёзную тему. Не смотря на суровое название, это истории успеха, истории побед. Только в нашем случае это не голливудские сказки и не истории «великих» людей, которые свысока поучают своих поклонников, а рассказы о том, что в жизни каждого человека может случится ситуация, когда ему надо будет совершить маленький (или большой) подвиг. Это истории не об обстоятельствах, а о поступках.